Домашняя Новости Статьи Галерея Ссылки Карта

 

Мастерская
Творчество
Ярмарка
Словарь
Музей
Календарь
Конкурсы
Форум
Родителям
Юмор

 

 

Колыбельные песни

 

Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, приходя в этот мир, - это речь матери, ее ласковый разговор с младенцем, колыбельная, которую она тихо напевает, укачивая малыша.

Колыбельные существовали испокон веков. Для нас с вами, имеющих сегодня современную литературу по методам воспитания детей (иногда довольно противоречивую!), вовсе не зазорно брать из прошлого то рациональное, что отрабатывалось и тщательно отбиралось нашими предками.

У исследователей русского фольклора есть такое понятие, как «поэзия пестования», или материнская поэзия, которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Основной для ее создания послужило практическое знание специфики детского возраста, которое накапливалось в народной культуре годами и столетиями, и было закреплено в многообразных приемах воспитания детей на разных этапах жизни.

Ученые считают, что колыбельные песни, скорее всего, возникли еще на заре человечества; своими корнями они уходят в глубокую древность. Это подтверждают и этнографами- специалисты по изучению истории культуры и быта разных народов, которые находят зачатки колыбельной поэзии даже у народов, стоящих и сегодня на уровне первобытнообщинного строя. Свидетельством древнего происхождения колыбельных песен служит частое употребление в них антропоморфных (т.е. человекоподобных) мифологических образов – Сна, Дремы, Угомона, Упокоя.

Мы уже рассказывали вам об особом устройстве колыбели- этом удивительном народном «инструменте» для укачивания младенцев. Вот эти поскрипывания шеста, мерные покачивания люльки, монотонный звук веретена, пожалуй, и были основными компонентами, определившими ритмическую структуру колыбельного напева. Песнь матери как бы встраивалась в общий ритм звуков и движений. Недаром в народе сохранилось еще одно название материнской песни - «байка», происходящее от глагола «байкать» (баюкать, укачивать припевать, усыплять).

Колыбельная песня - гениальный сплав мелодии, ритма, плавного движения и слов- отражала  оптимального физического, психического и умственного развития ребенка. Она была рассчитана на целостное, гармоничное восприятие слуховых, зрительных, вибрационных, тактильных раздражений, «нанизанных» на некий единый ритм.

Форма колыбельной песни добывалась многими поколениями матерей.  Поскольку ребенок в младенческом  возрасте еще не мог понять содержание песни, ее смыслового значения, главным становился ритм, звуковой «образ» песни, который создавался размеренным тактом, однообразной ритмикой; спокойной, усыпляющей мелодикой звучания колыбельной.

Ученые установили, что на первом месяце жизни напев как особый гармонический звуковой ряд оказывает успокаивающее воздействие на малыша. Это и неудивительно, ибо, как показывают результаты исследований, ребенок начинает воспринимать ритмическую мелодику еще в плодный период своего развития.

Более того, через пение ребенок получал и первые уроки музыкального воспитания. Колыбельные пели всем, значит, и воспитание было всеобщим. Давно замечено, что ребенок, которому поют колыбельные песни, раньше начинает «гукать», стало быть, раньше развивает гортань- один из главных «инструментов» нашей речевой деятельности.

Каково же было содержание колыбельных песен? Круг опоэтизированных образов в них был достаточно узок и соответствовал объектам ближайшей среды - тому, что младенец мог видеть, слышать, осязать. Это были он сам, мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, и пр. Через колыбельную песню матери ребенок знакомился с окружающим миром.

В колыбельной отражался и мир матери - ее чувства, переживания, мечты о будущем своего ребенка. Выступая одним из выражений неделимого природного единства матери и дитя, колыбельная песня стала не только гибким инструментом воспитания, но и основным средством «психической разрядки» женщины, которая находила в этих несложных напевах выход своим чувствам.

Но, казалось бы, что может усвоить младенец в столь ранний период жизни? Каковы были способы обучения его человеческой речи?

Удивительно, но колыбельные песни для первых дней и месяцев жизни ребенка практически сплошь сотканы из существительных и глаголов – и это при всем богатстве, разнообразии и выразительности средств русского языка! Почему? Случайность ли это? Оказывается, нет. Здесь кроется глубокий смысл- в песнях используется лишь то, что ребенок может реально воспринять: предмет и его движение (предметное действие).

Колыбельная песня была рассчитана и на свойства памяти младенца, еще не способного к прочному запоминанию звуков (словесной) информации. Отсюда и различного рода повторы звуковых сочетаний, слогов, отдельных слов и их цепочек в одной колыбельной.

Через колыбельную для более взрослых детей малыш начинал понимать заботы семьи, назначение отдельных предметов; «байка» учитывала, и желание ребенка иметь все самое лучшее. Вспомните типичное детское: «А у меня лучше», «А мне мама больше даст», «А у меня есть, а у тебя нет» и пр. И колыбельная песня тешила пробуждающееся самолюбие ребенка.

Одним словом, колыбельные песни были универсальным средством для всестороннего развития малыша.

 Конечно, сегодня трудно представить себе, как пелись колыбельные песни в старину: мы не можем до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тончайшие нюансы ее ритма, мелодии. В наши дни этот жанр (как и многие другие «жемчужины» народного творчества), во всем его многообразии и уникальности, к сожалению, уходит из повседневной жизни. А жаль! Ведь раньше колыбельным песням обучали еще с раннего детства: детей учили правильно «байкать», прививая им навыки материнского поведения.

  

* * *

Ой, лю-лю, мое дитятко,

Спи-тко, усни, дитя материно,

Все ласточки спят,

И касатки спят,

Куницы спят,

И лисицы спят,

Нашему Ванюшке

Спать велят.

Для чего, зачем

Ванюшке не спать?

Ласточки спят

Все по гнездышкам,

Касаточки спят

Все по кусточкам,

Лисицы спят

Все по подкусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнездышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

Спи-тко, Ванюша,

Спи-тко, дитятко родное!

* * *

Баюшки-баю!

Я сугревушку свою,

Я сугревушку свою,

Я к чему примерю?

Примерю теплу,

Свою сугреву

Летом - к алому цветочку,

Зимой - к белому снежочку.

* * *

Бай-бай, бай-бай!

Спи-ко, милое дитя,

До восхода солнышка,

До заката месяца.

Бай-бай, бай-бай!

Когда солнышко взойдет,

Роса наземь упадет.

Бай-бай, бай-бай!

Роса наземь упадет,

Тогда Костюшка встает.

Бай-бай, бай-бай!

Тогда Костюшка встает-

На работушку пойдет.

* * *

Бай-бай, бай-бай!

Спи-ко, Костюшка, в зыбке новой

На периночке пуховой.

Бай-бай, люли, бай,

На периночке пуховой-

Много перья петухова…

* * *

Сон да Дрема

По качульку брела,

По качульку брела,

К дочке в люльку забрела.

Лелюшки-люли,

Прилетели голуби.

Стали гули ворковать-

У меня дочка - засыпать.

* * *

Бай-бай, бай-бай!

Я Костюшеньку люблю,

Костю вицей не секу.

Бай-бай, бай-бай,

Костю вицей не секу-

Лучше яичко испеку.

* * *

Спи, усни,-

Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми…

Спи посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем;

Зипун сошьем,

Боронить пошлем

В чистые поля,

В зеленые луга.

* * *

Баю-баю, баю-баю,

Коля, рано не вставай,

Коля, рано не вставай…

Да обряжаться не мешай.

Коля рано встает-

Обряжаться не дает…

Не дадим Коле спать,

Будем рано разбужать;

Будем рано разбужать,

На работу посылать,

На работу на таку,

Да на веселую страду,

Будем сено косить,

Да будем в кучки носить.

* * *

Я качаю день и ночь,

Отойди, бессонье, прочь!

Отойди да отвались,

В темном лесе заблудись,

В темном лесе, во кустах,

Во малиновых листах.

* * *

Пошел котик во лесок-

Нашел котик поясок

Чем люлечку подцепить

Да Ванюшку положить

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать

Да, серенький, величать.

         Сон да Дрема,

         Усыпи мое дитя!

Пошел коток во торжок,

Купил себе пирожок.

Идет котик на лавочке,

Ведет киску за лапочку.

Ходят вместе они-

А ты, маленький, усни.

* * *

Уж я Ванюшку качала,

Уж я котику кричала:

- Приди, котик, ночевать,

Мово Ваню покачать.

Уж я серому коту

За работу заплачу,

Дам я мяса кусок,

Молока туесок!

Бай да побай,

Ты, Ваня, засыпай!

* * *

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота.

Ворота-то: скрып, скрып!

А Коленька спит, спит.

* * *

Бай-бай, бай-бай,

Не вались, Коля, на край…

Придет серенький волчек,

Схватит Колю за бочок,

Схватит Колю за бочек

Да потащит во лесок.

Он потащит во лесок

Во ракитовый кусток…

* * *

Баю-баюшки, баю.

Живет мужит на краю.

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

Кашка масленая,

Ложка крашеная…

   

 

 

Вверх

 

 

 

 

 

Написать письмо

Сайт управляется системой uCoz