Домашняя Новости Статьи Галерея Ссылки Карта

 

Мастерская
Творчество
Ярмарка
Словарь
Музей
Календарь
Конкурсы
Форум
Родителям
Юмор

 

 

КрУЖЕВоплетение

 Вятское кружево

Кружевоплетение появилось в России гораздо позднее вышивки, наиболее старинные кружевные отделки выполнены из металлических – золотых и серебряных нитей. Они украшали одежду знатных горожан XVII в. В XVIII – первой половине XIX в. наряду с золотым кружевом появилось шелковое и льняное. Кружевной промысел возник из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы. Тем не менее творческий труд русских мастериц создал самобытную художественную традицию, огромное разнообразие узоров, своих неповторимых приемов профессионального мастерства и местное своеобразие кружев в каждом промысловом центре.

Кружево плетут по сколку – техническому рисунку, нанесенному на плотную бумагу. Сколок закрепляют на подушке-валике, набитом сеном или опилками, который находится перед кружевницей. На сколок нанесен рисунок будущего кружева, сперва линиями, затем точками, куда вертикально втыкаются булавки. Выплетают кружево с помощью коклюшек – деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие, по мере выполнения рисунка.

Исторически, в соответствии с приемами выполнения, сложились три основных типа плетеных кружев: численное, парное и сцепное. Численное выполняют без рисунка, по счету нитей. Это кружево в исполнении проще других и требует небольшого количества коклюшек, всего несколько пар. Парное и многопарное кружево выполняется по сколку. Это наиболее сложное кружево, требующее очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар. Сцепное кружево также выполняют по сколку, одновременно используя от 6 до 12 пар коклюшек.
         Основной элемент коклюшечного сцепного кружева – вилюшка, или полотнянка, - узкая полоса-лента полотняного переплетения, изгибы которой вырисовывают формы кружевного узора. Основную «ткань», поверхность кружева создают легкие сквозные решетки. В парном кружеве фон и узор выплетаются одновременно, в сцепном сцепляются между собой при помощи вязального или тамбурного крючка.
         В кружевах XVIII – начала XIX в. встречается сочетание льняных, шелковых и металлических нитей. Решетки старинных кружев были очень простыми – диагонально пересекающимися под прямым углом нитями. Их разнообразила различная окраска разных участков, на фоне которых вырисовывался одноцветный светло-кремовый узор полотнянки. Лишь впоследствии решетки стали сложноузорными, разнообразных рисунков звездочек и др.
         Основные элементы плетения, из которых образуется все многообразие кружевных узоров, немногочисленны. Это – плетешок (шнурочек, который используют и в фоне и в обрамлении, а иногда создают целиком несложное плетешковое кружево); полотнянка (полоса полотняного плетения); сетка (разреженное плетение, которое перемежается с полотнянкой); насновка (небольшая овальная или квадратная плотная форма, присутствие которой в разных сочетаниях обогащает рисунок и фактуру кружева).
         Дополнительные элементы плетения: отвивная петелька, отходящая от плетешка или насновки, придает большую воздушность кружеву, усложняет силуэт рисунка; скань – более толстая нить, введенная в полотнянку и придающая рельефность.
         Во второй половине XIX в. кружевной промысел широко распространился по деревням и стал делом многих тысяч мастериц. В 1883 г. по инициативе С.А.Давыдовой была открыта Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге, где обучались наиболее способные кружевницы из разных губерний. Окончив школу, выпускницы своей творческой и преподавательской работой способствовали развитию и совершенствованию кружевного промысла. Русские кружева пользовались успехом не только в России, в большом количестве их вывозили в другие страны.
         В советское время кружевной промысел получил развитие в четырех основных центрах: Вологде, Кирове, Ельце (Липецкой области), Михайлове (Рязанской области); кроме того, в небольшом объеме занимаются кружевоплетением в поселке Кириши Ленинградской области.

 

Вятское кружевоВятское кружево

Центр вятского (кировского) кружевного промысла находится в г. Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии). По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами. Считается, что вятские кружева появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Он был развит не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга. В начале 1890-х гг. была открыта кукарcкая земская школа кружевниц, она способствовала расширению промысла. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы.

Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой. Подобно елецким кружевам в Кировской области плотность полотнянки неравномерна, меняется и ее ширина. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов.

Преобладают сложноузорные динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента. В развитие местных черт кировского кружева большой творческий труд вложила художница А. А. Гужавина. В 1906 г. она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала в промысле. Преподавала в школе, проявила себя талантливым художником, возглавляла художественную лабораторию в г. Советске. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла 3. А. Вараксиной — уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», к принципам построения которых (клетчатая узорная композиция с фигурой в каждой клетке) потом неоднократно обращаются многие авторы.
         B 70-х гг. ряд сложных многофигурных произведений создала А. Ф. Блинова. Ее праздничные панно орнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», где использован сюжет молодежного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приемов плетения. В. И. Смирнова интересно работает над выявлением новых декоративных возможностей кружева, например, над созданием «объемных», двухслойных кружевных композиций. Для современного кировского кружева типичны сложные сюжетные произведения из суровых и неярких цветных ниток, выплетенные в технике сцепного кружева.
         В крупных предметах нередко применяют скань для придания основному рисунку особой рельефности. Отчасти в этом проявляется влияние Вологды. Но кировские кружевницы настойчиво ищут своеобразных декоративных решений.

 

Вологодское кружевоВологодское кружево

Самой большой известностью пользуются вологодские кружева, которые выполняет кружевное объединение «Снежинка» с центром в г.Вологде и несколькими надомными участками в близлежащих населенных пунктах. Начало промысла относится к 1820-м г.г., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 г. – 40 000. В 1930 г. был создан Вологодский кружевной союз. В те годы в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. В 1928 г. в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц; в 1935 г. – художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

         Все это стало почвой для развития искусства вологодского промысла. До 40х г.г. преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия – дорожки, салфетки, нарядные съемные детали женской одежды – воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой; они четко вырисовываются на фоне узорных решеток, украшенных насновками в виде звездочек и розеток.

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на выставке в Париже 1925 г., Гран-при в Париже в 1937 г., золотую медаль в Брюсселе в 1958 г. Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».

 

Михайловское кружево«Вятское кружево»

Цветное михайловское кружево рязанской области занимает особое место среди остальных промыслов не только потому, что оно цветное, но и по рисункам. Здесь преобладает мерное кружево, по этому же принципу выплетают и штучные отделки. Типичны веерообразные формы кружевных мотивов, фестончатые«Вятское кружево» и зубчатые концы полотенец, салфеток и т. д. Треугольные сеточки перемежаются с плотно выплетенными частями узора. Традиционны плотно плетеные элементы с народными названиями «бубенцы», «мысы», «городки». Разнообразные широкие и узкие полосы узоров украшают концы полотенец. Оплеты обрамляют круглые скатерти, салфетки из сурового холста, цветной редины и др. Нарядны цветные отделки Михайловского кружева на детской одежде.

Цвет современного Михайловского кружева строится на контрастных сочетаниях красного с белым, и дополняющими их синим или зеленым, черным, желтым и т. д. Характерно применение крупномасштабных насновок в образовании ведущих элементов узора. В Михайловском кружеве появились изображения цветов, деревьев, женских фигур, птиц и пр. Здесь создают не только мерные кружева, но и подарочные штучные изделия.

 

 

 

 

 

Елецкое кружево

Объединение «Елецкие кружева» Липецкой области (б. Орловская губерния) – другой крупный центр кружевного промысла. Для традиционного елецкого кружева в прошлом характерна парная техника плетения. Местные жители овладели плетением кружев в начале XIX в. на частной фабрике Протасовой.
         С середины века оно распространилось во многих селах и деревнях и особенно большой размах получило в конце XIX в. Много выплетали модных в то время черных шелковых ковсынок. С 1921 г. существовало товарищество кружевниц. В 1930 г. был организован Елецкий союз кружевниц. Елецкий промысел во время Отечественной войны прекратился в связи с оккупацией и после победы пережил сложный период восстановления.
         Елецкие кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка елецких кружев — изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки. Но иногда решетка по плотности мало отличается от вилюшки, и нет здесь такого контраста, как в вологодском кружеве. Своеобразие ряда елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона.

Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностей елецкого кружева. Для кружевных решеток Ельца тоже характерны мотивы снежинок, морозных узоров, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.

 

Источник: http://www.krujevo.com/?idp=13

 

 

Вверх

 

 

 

 

 

Написать письмо

 

Сайт управляется системой uCoz