Домашняя Новости Статьи Галерея Ссылки Карта

 

Мастерская
Творчество
Ярмарка
Словарь
Музей
Календарь
Конкурсы
Форум
Родителям
Юмор

 

 

Наиболее известные сказки

 

Теремок

Лиса заяц и журавль

Волк и лиса

Волк и козлята

 

К трем-четырем годам дети пополняют свой словарный запас; теперь его хватает для получения информации о вещах, лежащих за пределами личного опыта. Ребенок уже относительно свободно говорит, для него становится возможной словесная игра, и именно в это время ему начинают рассказывать сказки и прибаутки, чередуя игровые и неигровые тексты. В этом возрасте у ребенка созидается свой мир «жизни-игры», он входит в детскую игровую среду.

Сказка играла большую роль в воспитании ребенка. Детям младшего возраста рассказывали прежде всего сказки о животных. В них животные олицетворяли различные, в том числе и плохие человеческие качества: жадность, глупость, трусость и т.д., которые сказка призвана была осудить, зато поднимались «на щит» качества положительные: храбрость, смекалка, доброта.

Немаловажной была и сама структура сказок для маленьких. Как правило, они просты по композиции, в них часто используется прием повторения одного и того же эпизода (оттого они и получили название кумулятивные, или цепные, сказки). Такое их построение сказок способствует лучшему запоминанию их ребенком.

Кумулятивные сказки типа «Колобок», «Пошел козел за лыками», где строится цепочка из нескольких звеньев в строгой причинно-следственной связи, формируют логическое мышление детей, активно совершенствуют их память.

По сути, сказка- первый опыт освоения абстрактного мышления. В сюжетах возникают сложные психологические коллизии («Жил-был у бабушки серенький козлик»); обрисовывается мир, который существует вне стен избы; ребенок знакомится с людскими пороками, расширяет свои пространственные представления (звучат названия городов, сел и пр.).

Познавательные функции воплощались в художественной образности и композиции сказок. За сказочными персонажами, образным языком, ритмикой сказывания стоит и желание  взрослых приобщить ребенка к художественному миру, к искусству слова.

В подобных сказках есть еще одна сторона, особенно эмоционально воспринимается детьми,- абсурдность сюжетных коллизий, «апофеоз нелепости», как бы вывертывание наизнанку привычных вещей, отношений. Но чем смешнее и нелепее обрисованный мир, тем значительнее  и ценнее в глазах ребенка мир правильный. Учить от обратного - этом эффект кумулятивных сказок, небылиц.

Совсем иной эффект достигался докучными сказками. Докучными (т.е. рассчитанными на то, чтоб больше не докучали, не приставали) они названы с известной долей юмора. Например, ребятишки долго упрашивают пестунью рассказать им сказку, и та наконец соглашается. Они устраиваются поудобнее, приготовившись внимательно слушать длинную и увлекательную сказку. А вместо этого сказка укладывается в двух-трех строчках:

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся!

 

Хочешь сказку про лису!

Она в лесу.

Перстунья весело смеется, а детвора поднимает крик недовольства…

Трудно переоценить роль словесных прибауток в деле воспитания ребенка – они учили его не просто разговаривать, а что самое важное – встревать в разговор. Собственно говоря, традиционная культура – это прежде всего культура диалога. Сначала этот диалог существовал в рамках материнского фольклора. Даже такая простая игра с маленьким ребенком: «Это чей нос?- Савин. – Куда пошел? – туда-то» - уже ориентирует ребенка на диалог, на необходимость не просто слушать, но и ответа, пусть даже самого короткого. И важно, что этот диалог, как правило, был в стихах, т.е. был ритмизирован. Это способствовало быстрому запоминанию ребенком стихотворных формул, более легкому овладению вопросно-ответной формой речи.

Современные родители, к сожалению, не всегда понимают значение данного фактора. Сегодня они предпочитают общаться с ребенком с помощью книг. Конечно же, никто не сомневается, что детские книжки нужны, но, согласитесь, это нечто третье между взрослыми и детьми, неживое, пассивное. Любая, даже самая хорошая книжка не заменит живого человеческого общения. Ведь книжка неждет ответа, а живой человек смотрит, задает вопрос, просит на него ответить. Вот эта стимуляция ребенка к ответу, так хорошо развитая в традиционной культуре, оказывается чрезвычайно важной для развития речевых, умственных, коммуникативных способностей детей.

 

 

Вверх Теремок Лиса и Заяц Волк и Лиса Волк и Козлята

 

 

 

 

 

Написать письмо

Сайт управляется системой uCoz