Домашняя Новости Статьи Галерея Ссылки Карта

 

Мастерская
Творчество
Ярмарка
Словарь
Музей
Календарь
Конкурсы
Форум
Родителям
Юмор

 

 

Игрушки в жизни ребенка 

 

Мир народной игрушки

Эмоциональное воздействие игрушек

  

Мир народной игрушки 

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего – очень заметного – места.

Красноречивы находки отечественных археологов. На территории расселения восточных славян обнаружены деревянные лодочки, погремушки, волчки, коньки, птички, мечи, даже детские музыкальные инструменты – дудочки, трещетки, жужжалки.

Факт, что игрушки всегда сопровождали детство,- неоспорим. Как неподлежит сомнению и то, что мелкая пластика (игрушки в том числе) выполняла в прежние времена гораздо более значимые функции и использовалась в культуре гораздо разнообразнее.

Сегодня исследователи выделяют несколько типов игрушек, классификацию их  по различным признакам. Не углубляясь в научные рассуждения, отметим основные типы. Прежде всего, это образная игрушка воспроизводит вещный мир взрослых, их труд, быт, предметы материальной культуры. Выделяется дидактическая игрушка, не имеющая прямых аналогов в природе и реальной жизни людей,- погремушки, жужжалки, головоломки. Существуют игрушки плоские и объемные, натуралистические и символические (даже вполне абстрактные), игрушки одинарные и употребляемые только или преимущественно в наборе (кубики, лото, солдатики, посуда); игрушки готовые и те, что следует собрать своими руками (конструкторы, картинки из деталей). Особый разряд составляют так называемые моторные игрушки – мячи, волчки, палочки, скакалки; они рассчитаны и на индивидуальные, и на коллективные подвижные игры.

В месте с тем надо помнить, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, прежде всего игрушка – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.

Дети в игре производили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, прием гостей, в похороны и рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои, вводило в обрядовую культуру. Ведь, изображая обряд, дети запоминали порядок ведения его, правильное использование вещей в том или ином ритуале, наконец, усваивали словесно-музыкальную сторону: подражая взрослым и перенимая текст, мелодию от более старших участников игры, дети овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения, искусством причитания, своеобразной обрядовой пластикой и пр.

Детские игры в обряды наделялись в особых контекстах магической силой. Если замечали, что игра в свадьбу устраивается возле дома, где есть невеста на выданье, это всячески поощряли, пологая, что дети могут как бы накликать, спровоцировать настоящую свадьбу. Если же дети начинали играть в похороны у одного из углов избы, их старались отогнать подальше, отвлечь на другие занятия, поскольку в этом случае игровое поведение детей рассматривали как вещее предзнаменование.

 

Эмоциональное воздействие игрушек

Хорошо известно, что игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. Но чтобы эмоциональное воздействие было положительным, следует знать, что делает игрушку (для каждого возраста, особенно для младенца и малыша двух-пяти лет) эмоционально привлекательной, желанной, что вызывает у ребенка удовольствие от общения с ней. Важен и размер игрушки.  Вероятно, многие  сталкивались с тем, что большие (а в глазах ребенка поистине огромные) игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребенка. Конечно, никто не станет специально подбирать игрушки одного («правильного») размера, но нельзя все же забывать о том, что одна из главных привлекательных черт игрушки состоит в ее сомасштабности ребенку.Только в этом случае она выполняет главную свою функцию – приближает к ребенку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению маленького человека, удовлетворяет естественному стремлению чувствовать себя большим среди маленьких и возлагает на себя ответственность за них.

Все мы, снабжая ребенка игрушками, хотим, чтобы они доставляли ребенку радость, были близки ему. Но далеко не всегда достигаем этого.

Нередко молодые родители, покупая игрушку для своего ребенка, сами того не осознавая, ориентируются на свой вкус, не очень задумываясь о том, что не всякая игрушка подходит определенному возрасту. Более того, сегодня, зайдя в любой магазин, видишь, что большая часть представленного игрушечного товара рассчитана на взрослого покупателя, а не на ребенка. Часто игрушки не отвечают своему прямому назначению: с ними нельзя играть, на них можно лишь смотреть, любоваться ими. Далеко не все они по цветовой гамме, сложности, размерам соответствуют тому возрасту, на который указывает рекомендация производителя. Они не учитывают психологии ребенка, не отвечают элементарным требованиям, которые, кстати, давно интуитивно соблюдались традиционным искусством и сейчас хорошо известны специалистам по детской психологии, работникам детских дошкольных учреждений, а также тем, кто занимается в разного рода кружках и студиях с младшими школьниками.

Игрушка – средство и объект игры, именно она задает игре сюжет. И главная роль здесь принадлежит игровому образу. На стадии манипулятивной игры в младенческом возрасте (т.е. игры с предметами) этого не происходит, здесь важны телесные, сенсорные ощущения, положительные чувственные впечатления, эмоциональная привлекательность. Но уже с трехлетнего возраста игрушка в глазах ребенка наполняется символическим смыслом. Вокруг нее  выстраивается удивительный мир детской фантазии и подражания взрослым. Игрушка становится тем важнейшим объектом, на который ребенок проецирует свой мир и который начинает выполнять необходимую для ребенка роль посредника между внешним и внутренним миром.

 

 

 

 

 

 

Родителям

 

 

 

 

 

Написать письмо

Сайт управляется системой uCoz