|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лукьянова О.Н.
НАРОДНАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ Народная художественная культура является элементом всей художественной культуры, представляющей собой часть культуры вообще. Тяга людей к прошлому объясняется желанием приспособиться к переменам, адаптироваться, не поддаться убыстряющемуся влиянию времени, сохранить историческую культурную преемственность. Объяснить интерес к прошлому, в том числе и к художественной культуре народа, можно и повышением уровня культуры общества. Народная художественная культура предоставляет широкие возможности преодоления тенденции увеличения бездуховности, пассивного потребительства. Это связано с тем, что в народной художественной культуре заключена многовековая мудрость житейского опыта; многие приемы советы, рекомендации представляют интерес и для современности, благотворно влияют на личность, отражают мировоззрение, психологию, идеалы народа, его представления о нравственности и красоте. Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера. Сегодня много говорят о затухании фольклорных традиций, о том, что исконная художественная культура вытесняется из повседневной жизни народа, что сужается социальная база ее бытования, что многие виды и жанры традиционного искусства становятся предметом коммерциализации. Современное развитие художественной народной культуры находится в прямой зависимости от того, как пойдет сейчас процесс возрождения деревни, какую поддержку получит народная культура со стороны государства. Многое из того, что происходит в нашем обществе, вселяет надежду. Свидетельство тому - возрастающий интерес молодежи к подлинным этнографическим образцам народного творчества. Элементы старинной обрядности все активнее включаются в сегодняшние обычаи и ритуалы. Анализ защищенных диссертаций по проблемам народной художественной культуры в течение 1995 - 2004 гг. позволяет проследить современный взгляд молодых ученых на методологию, теорию и практику народной художественной культуры, дает представление о новых технологиях возрождения и развития ее на региональном уровне, о перспективах этнокультурного образования. Известно, что для народной художественной культуры как науки человек выступает объектом воздействия. Важным источником воспитания была и есть традиционная культура. Одним из ведущих средств формирования гражданской позиции личности выступают культурные ценности конкретного региона, воспитывающие патриотическое отношение к Родине, но доминирующим является отношение к малой Родине, ее истории, культуре. Возрастающее значение приобретает традиционная культура в процессах социально-психологической реабилитации детей и подростков. Однако такие явления, как взаимодействие и взаимосвязь социальных институтов воспитания и развития подрастающего поколения на основе русского фольклора, недостаточно изучены. В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций: создаются и внедряются в жизнь художественно-образовательные программы, основанные на национальных традициях, разрабатываются новые технологии возрождения народной культуры во многих регионах России за счет усиления "культурно-этнического компонента", реформируется система этнокультурного образования и воспитания. Народное искусство отражает национальный характер. В силу закона традиции это искусство становится носителем этнического ядра художественной культуры народа. Оно всегда - основа национального, и в то же время, по мнению М.А. Некрасовой, "народное искусство во все эпохи остается над личным, над индивидуальным". Именно в силу своей "всечеловечности", восходящей глубоким корням, народное искусство понятно всем народам. Обращение к традиционным художественным и культурным ценностям других народов многократно умножает духовные способности человека. Народное декоративно-прикладное искусство способствует формированию духовности, неповторимой человеческой сущности. Современный уровень развития педагогической науки позволяет по-новому взглянуть на традиции народной педагогики. Модель непрерывной этнохудожественной системы: детский сад - школа - учреждения дополнительного образования - колледж - вуз, разработана в научных трудах Т.Я. Шпикаловой. Теоретические разработки исходных положений формирования основ этнохудожественного образования обусловили новые подходы в художественной методике довузовского и вузовского образования. В процессе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей целесообразно учитывать следующие условия: этнопедагогические традиции каждого народа необходимо рассматривать в единстве с общекультурными и художественными традициями и как отражение педагогического опыта "психологического склада той или другой этнической общности"; наиболее целесообразно обращаться к методам этнопедагогики при изучении народной культуры, в частности художественной, что является оправданным самой "генетической" связью компонентов народной культуры; процесс обучения и воспитания с использованием некоторых приемов этнопедагогики будет успешен, если он является результатом сотворчества педагога и учащегося; включение в педагогический процесс этнохудожественных и этнопедагогических традиций должно способствовать сохранению народной культуры, передачи подрастающему поколению культурной исторической памяти народа; использование педагогического опыта и культурных традиций других народов должно основываться на накопленных фактах этнопедагогических систем, последующем сравнительном анализе традиций народной педагогики и дальнейшем обобщении опыта идей о воспитании и образовании народов данным возрастом и личностными особенностями каждого учащегося (студента); в процессе воспитания и образования должны быть включены воспитательные и образовательные функции народного искусства, региональные, локальные школы народного мастерства как фундаментальные пласты народной, художественной культуры. К сожалению, издание документов в области народного художественного творчества как отрасли эстетического комплекса не в полной мере отвечает требованиям современного времени. В силу этих способностей предметно-содержательные структурные связи находятся на I уровне зрелости, т.е. отражающая изменения в отрасли библиографическая информация объективно содержится в библиографических пособиях, но поскольку поток документов невелик, то информация не оформлена в самостоятельные разделы и подразделы библиографических пособий. Фактографическая информация в основном представлена в каталогах и путеводителях по конкретным выставкам, в статьях, в газетах, в журналах и сборниках, альбомах, снабженных лишь небольшими пояснительными текстами; монографиях, в основном научно-популярных. Особую трудность представляет почти полное отсутствие библиографических источников ретроспективного характера. Пользуясь "Библиографией русской библиографии" О.С. Острой удалось выявить ряд публикаций П.Н. Беркова, а также работ С.А. Клепикова. Можно найти подобного рода информацию и в краеведческих библиографических пособиях. Небольшим подспорьем в работе исследователя могут служить подстрочные примечания, ссылки в монографиях, прикнижные списки литературы, помещенные в некоторых изданиях, а также указания в справочных изданиях. НИЦ "Информкультура" выпускает текущие библиографические серии в области художественной культуры. Информация по фольклору и декоративно-прикладному искусству присутствует в некоторых разделах таких серий, как "Изобразительное искусство", "Зрелищные искусства", "Музейное дело и музееведение". ИНИОН выпускает серию "Литературоведение", где также присутствуют сведения по фольклору. Сегодня мы переживаем не лучшее время для библиографии в целом. Но такая ситуация не вечна. Поэтому важно не упустить момент, сделать все возможное для всестороннего сбора, анализа, обработки и систематизации информации в области народного искусства. Задача библиографов ясна уже сейчас. Необходимо пропагандировать библиографические знания во всех областях, особенно в области народной культуры, ведь лишь только через ее возрождения возможно возрождения всего отечества.
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|