|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Жизнь русских людей проходила в соответствие с народным календарем, который представлял собой систему исчисления, счета и регламентации годового времени. Он организовал всю хозяйственную и бытовую деятельность, определял чередование будней и праздников. В его основе лежал церковный календарь - святцы в которых каждый день посвящался одному или нескольким святым. Святцы определяли время христианских праздников, и мясоедов. Содержательная же сторона народного календаря, интерпретация праздников, а так же сопровождающие их обряды, различного рода предписания, запреты, приметы, поверья были обусловлены не столько христианским вероучением, сколько представлениями, характерными для славянского язычества. Календари бытовали в устной форме или в так называемых месяцесловах, лунниках, включавших в себя списки праздников и связанных с ним примет. Также в народном обиходе встречались деревянные календари (резы, бирки) на которых даты праздников и важнейшие события жизни отмечались зарубками.Точками и ориентирами отсчета годового времени служили христианские праздники. Их названия обычно представляли собой интерпретацию церковных названий на местный лад: день святой Евдокии - получил название Авдотьи Плющихи, день святого Афанасия - Афанасий Ломоносов береги уши и нос. Отдельным христианским праздникам давалось народное название: крещенский сочельник – голодная кутья, праздник Рождества Иоанна Предтечи – Иван Купала. Кроме того, время отсчитывалось по природным явлениям: наступлению заморозков, прилету птиц, росту и созреванию растений, а так же по сезонам хозяйственной деятельности: началу пахоты, сева, жатвы, первому выгону скота, началу охоты и т.д. Наступление нового года в народной традиции связывалось главным образом весенним пробуждением природы. Однако начало нового года связывали с зимним солнцеворотом, после которого день увеличивался на «куриный шаг». Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето, осень. Зиму встречали либо в Рождественский пост, либо в отдельные даты октября, ноября и декабря: Покров день, день памяти святых Козьмы и Демьяна(1\14 ноября) Андреев день(17/30 ноября) ее окончание не имело точной датировки и смыкалось с началом весны, приходившейся в разных регионах на разное время: на Сретение, Трифонов день (1/14 февраля) день Авдотьи Плющихи или на Благовещение. Границы лета в народном календаре также не имели точной датировки, но обычно его начало совпадало с завершением Троицких празднеств, а конец приходился на период между Ильиным днем и Успением Богородицы. Середина летнего и зимнего периодов отмечалась двумя большими праздниками – Ивановым днем и Рождеством Христовым. Праздничных дней в российском быту было довольно много: около 140-150 в году. В это число входили и воскресенья, которые служили регуляторами будничного и праздничного времени. В народную праздничную систему входили как праздники церковного календаря, так и праздники, не установленные церковью. В России традиционно отмечались Пасха и двунодесятые (т.е. 12 важнейших после Пасхи праздников), а так же пять великих праздников: Обрезание Господне и память св. Василия Великого, Рождество Иоанна Предтечи, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Большими праздниками считались Ильин день, Егорьев день, Николин день, престольные праздники. К большим, не установленным Церковью праздникам относились: святки, масленица и заветные праздники. Особое место в праздничной системе русского народа занимали специальные только мужские либо только женские собрания (братчины, моргосья), носившие явно выраженный языческий характер, а так же праздники, условно называвшиеся земледельческими (например первый день пахоты, севы, жатвы, окончание жатвенных работ) и скотоводческие (конский праздник, курячьи именины и т.п.), и вообще «праздники скоту, гороху и репе». Среди больших праздников, которые отмечала вся деревня, наиболее почиталась Пасха, Рождество Христово, святки, масленица, Семик-Троица, Петров день, Покров день. Большие праздники продолжались обычно от 3-х до 4-х дней, а некоторые из них, например Пасха или масленица – неделю. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|