|
|
Бисероплетение
В
последние годы все большей популярностью стал пользоваться такой
старинный вид рукоделия как бисер. Изделия из бусинок, бисера,
всяких стекляшек, нанизанных на конский волос, травинку, а позднее
нитку, известны с древнейших времён. В Индии такие изделия
называются хар, в Эфиопии - чале, в Болгарии, Румынии и Молдове -
гарданы и згарды, в Беларуси - пляценки и горлячки, на Украине -
герданы и сыплянки, в Литве - каролинес, в Узбекистане - зебигардан,
в Словении - нагрделники и, наконец, в России - ожерелки, цепочки,
гайтаны.
Родиной бисера считается Древний Египет. Египтяне делали из него
ожерелья, расшивали им платья. Изделия из бисера в то время ценились
очень дорого. У некоторых народов он служил меновой монетой. В
Африке в рабовладельческие времена всего за несколько связок
бисерных бус можно было купить раба.
Наибольшего совершенства производство бисера достигло в Венеции
в средние века. На протяжении нескольких столетий Венецианская
республика была единственным центром производства бисера в Европе.
Рецепты изготовления прозрачного и цветного венецианского стекла
строго оберегались - за их разглашение полагалась смертная казнь.
Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносило республике
колоссальные доходы. До конца XVII века Венеции удавалось сохранять
монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее
появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию
получения так называемого лесного стекла, заменив соду древесной
золой (поташом). Постепенно на мировом рынке богемский бисер
потеснил венецианский.
На Руси бисер был известен с давних времен. Уже во времена
Киевской Руси (IX-XII вв.) в кустарных стекольных мастерских делали
не только стеклянные бусы, но и бисер. Первая попытка создать
промышленное производство бисера в России относится к концу XVII
века. Тогда в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских
мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но
наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось.
Бисер и стеклярус в огромных количествах продолжали ввозить из-за
границы. Только в 1752 г. через Санкт-Петербург в Россию было
ввезено 2126 пудов (почти 35 тонн) бисера! Поэтому в 1754 г. М.С.
Ломоносов построил в Усть-Рудицах стекольную фабрику специально для
производства бисера. К 1760 г. количество выпускаемого ей стекляруса
и бисера значительно возросло. Она просуществовала до 1765 г., но
после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто, и фабрика
закрылась. И только в 1883 г. в Одессе открылась стеклярусная
фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено массовое изготовление
качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить
иностранных производителей бисера с российского рынка так и не
удалось.
Бисер обычно воспринимается как материал для женских украшений,
мелких изделий бытового и декоративного назначения. Отчасти это так.
К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В городах
почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома,
делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Богатые девицы
коротали время, а бедные зарабатывали на хлеб. Мастерство в
рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего
образования. В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали
рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно
вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.
В конце XIX в., когда появился недорогой бисер, это рукоделие
прижилось и в крестьянских домах. Изделия, выполненные светскими
дамами, поистине великолепны, но не меньшее впечатление производят
бусы и подвески, ожерелья и воротники крестьянок. В деревнях бисер и
стеклярус стали, чуть ли не обязательным украшением народного
костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вязали,
вышивали бисером, делали бусы, гайтаны и ожерелья, украшали головные
уборы, пояса, праздничные сарафаны. Их произведения сделаны из
крупного, тусклого бисера и далеко не так изящны. Но сколько
фантазии и творческой смекалки проявляли мастерицы, создавая свои
изделия из подручного материала, соединяя, казалось бы,
несовместимое. В ход шло все, что было под рукой: от жемчуга и
камней, до пуговиц, цветных ниток и кусочков ткани.
Активный интерес к бисеру вновь возник с 60-х годов 20 века.
Появляются новые элементы техники и приемы работы с использованием
как старинных рисунков и орнаментов, так и вновь созданных. Таким
образом сохраняются и развиваются традиции своих предшественников,
обеспечивается преемственность в нашей культуре. Бисер вновь вошел в
моду, он популярен, он поднялся из полузабытья, и, надеемся, прочно
займет свое место в ряду с другими видами декоративно - прикладного
искусства.
Орнаментальные мотивы
В
изготовлении украшений из бисера, как и другие виды рукоделий,
безымянные мастера вложили много изобретательности, художественного
вкуса и фантазии. При низании украшений мастера не только
фантазировали, сочиняли новые приёмы и виды изделий, но и
использовали старинные узоры вышивок, тканых изделий, которые хорошо
поддавались исполнению бисером.
Узор - это
рисунок, состоящий из сочетания линий, форм, красок и их оттенков,
располагающихся в определенном порядке и создающих в совокупности
декоративный эффект.
Уже в
глубокой древности человек создавал несложные узоры из условных
знаков-символов. С их помощью он выражал своё мироощущение и
отношение к непонятным явлениям природы: прямой (горизонтальной)
линией обозначали поверхность земли, ломаной (волнистой) - воду,
треугольником - горы, огонь изображали в виде креста, солнце и луну
- источники жизни - обозначали в виде круга, квадрата, ромба,
многогранника. Женская фигура символизировала богиню матери-земли, а
деревья с раскидистыми ветками - плодородие земли, птицы -
наступление весны и т.д.
Многие узоры
не только украшали жилище, предметы обихода и одежды, но должны были
охранять, защищать от злых духов и приносить счастье. Поэтому
называли их оберегами. Со временем первоначальные представления
древних охотников, рыболовов и земледельцев были утрачены, и узоры
превратились в декоративные мотивы с теми или иными типичными
элементами, характерными для разных местностей.
Последовательные повторения отдельных узоров или целой их группы
создавали орнаменты, что в переводе с латинского значит "украшать".
Наибольшее
распространение орнамент нашел в народном творчестве, где на
протяжении веков складывались свои формы и принципы его построения,
самобытные национальные черты, местные особенности, эстетические
вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Орнамент своим
построением, формой и цветом подчеркивает назначение украшаемого
предмета. Существует понятие раппорт - ритмическое повторение одного
или нескольких элементов (мотивов) орнамента.
По своим
мотивам орнаменты бывают геометрические, растительные, животные,
антропоморфные (изображение людей).
Геометрический орнамент относится к наиболее легким и не отличается
большим разнообразием рисунков. Композиции орнаментов складываются
из простого чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по
горизонтали, вертикали и диагонали. Среди фигур преобладают ромбы,
квадраты, клетки, треугольники, прямые и ломаные линии, зигзаги,
точки, Х-образные и рогоподобные фигуры. Они и носят название
доминирующего элемента.
Наиболее
распространённой фигурой геометрического орнамента является ромб с
разнообразными вариациями: продлённые стороны, пересечения
диагоналями, присоединение к вершинам большого ромба маленьких
ромбиков или рогоподобных фигур и др. В большинстве своем ромб
составляет основу композиции, но может служить и дополнением к
другим мотивам.
Орнаментальный мотив дополняют линии - прямые, ломаные,
перекрещивающиеся. Довольно часто промежутки между отдельными
фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые
создают не только фон, но приобретают вид узора.
Большую роль
в различных вариациях геометрического орнамента играют размеры узора
и пропорциональные соотношения его частей.
В одних
районах орнамент крупный и несложный, в других мелкий и густой.
Иногда в узоре соединяется несколько геометрических фигур, создающих
один многоплановый орнамент.
Позже
возникли стилизованные изображения растительно-животного мира. Они
условны и лаконичны, но довольно точно передают самые характерные
черты изображаемого предмета.
В народных
орнаментах очень часто встречаются и антропоморфные метины,
например, изображение женской фигуры с воздетыми вверх или
опущенными вниз руками и головой в виде круга, квадрата, ромба. Эти
стилизованные фигурки обозначали богиню-берегиню, мать-сыру землю и
т.п.
Орнамент не
был для мастера простым набором отдельных фигур. Каждая из них имела
смысловое значение, о чем свидетельствуют названия орнаментальных
мотивов. Среди названий растительного происхождения широко
распространены такие, как овес, пшеница, шишки, ягодки, огурчики,
фасолька, дубовый лист и др. Среди названий животного происхождения
встречаются баранчики, куриные лапки, бараньи и оленьи рожки,
паучки, раки, совы, пиявочки и множество других.
Многие
орнаментальные мотивы приобрели себе названия из различных
хозяйственных сооружений, предметов домашнего обихода, инструментов,
сельхозинвентаря и т.д. - ветряки, колокольчики, окошечки, топорики,
грабли, подковы, лодочки, гребешки. Женские изображения называют
"баба", "кукла", "кумушка".
Нередко
названия орнаментов происходят от господствующего элемента: розетки,
ружки (розы), крестатый, "в один глаз" и т.д.
В бисерных
украшениях России широко известны названия: круги, лапы, крестики,
окошечки, кирпичики, куклы, елки, сосенки, путаный, волнами,
самоварчиками, цветками, тузами, ковровый и т.п. На Украине:
хрестатый, рижкатый, головкатэ, скрыньковэ, очкатый, ружковый,
петрушковэ, кучерявый и многие другие.
Орнаментальные мотивы не только украшали изделие, но и подчеркивали
его форму и размер: широкие и узкие, продольные, поперечные, косые,
отдельно разбросанные фигуры - розетки, точки и черточки, волнистые
полоски краев изделий и т.п.
/ Из
книги "Уроки бисероплетения", авторы Л.В.Якимовская, А.А.Свиридова,
В.С.Шичанина /
Активный интерес к бисеру вновь возник с 60-х годов 20 века. Бисер
вновь вошел в моду, он популярен, он поднялся из полузабытья, и
прочно занял свое место наряду с другими видами
декоративно-прикладного искусства. Появляются новые элементы техники
и приемы работы с использованием как старинных рисунков и
орнаментов, так и вновь созданных. Таким образом, сохраняются и
развиваются традиции своих предшественников, обеспечивается
преемственность в нашей культуре.
|
|
|