|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КрУЖЕВоплетение
Кружевоплетение появилось в России гораздо позднее вышивки, наиболее старинные кружевные отделки выполнены из металлических – золотых и серебряных нитей. Они украшали одежду знатных горожан XVII в. В XVIII – первой половине XIX в. наряду с золотым кружевом появилось шелковое и льняное. Кружевной промысел возник из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы. Тем не менее творческий труд русских мастериц создал самобытную художественную традицию, огромное разнообразие узоров, своих неповторимых приемов профессионального мастерства и местное своеобразие кружев в каждом промысловом центре. Кружево плетут по сколку – техническому рисунку, нанесенному на плотную бумагу. Сколок закрепляют на подушке-валике, набитом сеном или опилками, который находится перед кружевницей. На сколок нанесен рисунок будущего кружева, сперва линиями, затем точками, куда вертикально втыкаются булавки. Выплетают кружево с помощью коклюшек – деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие, по мере выполнения рисунка.
Исторически, в соответствии с приемами выполнения, сложились три
основных типа плетеных кружев: численное, парное и сцепное.
Численное выполняют без рисунка, по счету нитей. Это кружево в
исполнении проще других и требует небольшого количества коклюшек,
всего несколько пар. Парное и многопарное кружево выполняется по
сколку. Это наиболее сложное кружево, требующее очень большого числа
коклюшек, иногда до 300 пар. Сцепное кружево также выполняют по
сколку, одновременно используя от 6 до 12 пар коклюшек.
Вятское кружево Центр вятского (кировского) кружевного промысла находится в г. Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии). По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами. Считается, что вятские кружева появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Он был развит не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга. В начале 1890-х гг. была открыта кукарcкая земская школа кружевниц, она способствовала расширению промысла. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой. Подобно елецким кружевам в Кировской области плотность полотнянки неравномерна, меняется и ее ширина. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов.
Преобладают сложноузорные динамичные цветочные и лиственные
орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается
разной плотностью плетения частей каждого элемента. В развитие
местных черт кировского кружева большой творческий труд вложила
художница А. А. Гужавина. В 1906 г. она окончила Кукарскую кружевную
школу, более 50 лет проработала в промысле. Преподавала в школе,
проявила себя талантливым художником, возглавляла художественную
лабораторию в г. Советске. В 60-е годы значительные работы были
созданы художником промысла 3. А. Вараксиной — уникальные панно
«Дымковская игрушка», «Дружба народов», к принципам построения
которых (клетчатая узорная композиция с фигурой в каждой клетке)
потом неоднократно обращаются многие авторы.
Вологодское кружево Самой большой известностью пользуются вологодские кружева, которые выполняет кружевное объединение «Снежинка» с центром в г.Вологде и несколькими надомными участками в близлежащих населенных пунктах. Начало промысла относится к 1820-м г.г., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 г. – 40 000. В 1930 г. был создан Вологодский кружевной союз. В те годы в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. В 1928 г. в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц; в 1935 г. – художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе. Все это стало почвой для развития искусства вологодского промысла. До 40х г.г. преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия – дорожки, салфетки, нарядные съемные детали женской одежды – воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой; они четко вырисовываются на фоне узорных решеток, украшенных насновками в виде звездочек и розеток. Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на выставке в Париже 1925 г., Гран-при в Париже в 1937 г., золотую медаль в Брюсселе в 1958 г. Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».
Михайловское кружево Цветное михайловское кружево рязанской области занимает особое место среди остальных промыслов не только потому, что оно цветное, но и по рисункам. Здесь преобладает мерное кружево, по этому же принципу выплетают и штучные отделки. Типичны веерообразные формы кружевных мотивов, фестончатые и зубчатые концы полотенец, салфеток и т. д. Треугольные сеточки перемежаются с плотно выплетенными частями узора. Традиционны плотно плетеные элементы с народными названиями «бубенцы», «мысы», «городки». Разнообразные широкие и узкие полосы узоров украшают концы полотенец. Оплеты обрамляют круглые скатерти, салфетки из сурового холста, цветной редины и др. Нарядны цветные отделки Михайловского кружева на детской одежде. Цвет современного Михайловского кружева строится на контрастных сочетаниях красного с белым, и дополняющими их синим или зеленым, черным, желтым и т. д. Характерно применение крупномасштабных насновок в образовании ведущих элементов узора. В Михайловском кружеве появились изображения цветов, деревьев, женских фигур, птиц и пр. Здесь создают не только мерные кружева, но и подарочные штучные изделия.
Елецкое кружево
Объединение «Елецкие кружева» Липецкой области (б. Орловская
губерния) – другой крупный центр кружевного промысла. Для
традиционного елецкого кружева в прошлом характерна парная техника
плетения. Местные жители овладели плетением кружев в начале XIX в.
на частной фабрике Протасовой. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом — одна из выразительных особенностей елецкого кружева. Для кружевных решеток Ельца тоже характерны мотивы снежинок, морозных узоров, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.
Источник: http://www.krujevo.com/?idp=13
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|